Главная | Классические стилеты | Cтилеты swinguard | Купить стилеты
Главная
Стилеты Frank Beltrame
Стилеты Armando Beltrame
Стилеты Angelo Campolin
Стилеты Latama
Стилеты Antonio Contini
Стилеты Lelle Floris
Ножи L'Artigiano Scarperia
Классические стилеты
Cтилеты Swinguard
Cтилеты Leverletto
Cтилеты Maltese Cross
Cицилийские дуэльные стилеты
Стилеты с позолотой
Стилеты-брелки
Ножи OTF (Фронтальные)
Сувениры
  Производители стилетов
Семья Beltrame
Семья Campolin
Latama
Mauro Mario
Renzo Pascotto
Lucio Dibon
  Стилеты и закон
Как запретили стилеты
Где разрешены стилеты
  Разное о стилетах
Терминология
Типы клинков
Механизм стилета
Сталь клинка
О качестве стилетов
О китайских копиях
Уход за стилетами
Стилеты в кино
Стилеты в рекламе
Литература
Фото стилетов
  Ножи Италии
Традиционные ножи
  VIP Клиентам
Коронные вопросы

 

История фирмы LATAMA

Среди коллекционеров итальянских автоматических стилетов особым спросом пользуются клинки с клеймом фирмы Latama. На это есть, как объективные, так и надуманные причины. К объективным причинам можно отнести следующие факты: конструктивные различия (стилеты Latama сделаны из более массивных деталей, нежели "обычные" стилеты и выглядят более солидно, см. фото); качество сборки практически всегда безупречное (разумеется и "обычные" стилеты Beltrame и Campolin не являются дешевой китайской поделкой, но случается у них встретить досадные огрехи в качестве сборки). К надуманным причинам можно отнести влияние известной марки изделия, своего рода бренда, за именем Latama в мире коллекционеров стоит история известных стилетов, имена мастеров их создававших и вся та атмосфера ушедших времен "Золотого века" итальянских автоматических ножей. На фото ниже представлены "обычный" стилет F.Beltrame в сравнении со стилетом LATAMA.

comparing locking tab Beltrame and Latama stiletto comparing blades Beltrame and Latama stiletto
comparing Beltrame and Latama stiletto

По факту, стилеты Latama производятся тем же мастерами, которые создают "обычные" выкидные клинки. Комплектующие для сборки поставляются теми же поставщиками, что и для "обычных" стилетов. Различие только в массивности деталей для стилетов Latama и в более тщательном контроле качества сборки. Тем не менее, современные стилеты с клеймом Latama (изображение кошки на клинке) стоят дороже аналогичных стилетов с клеймами Frank.B, AB или A.G.A. Campolin по выше упомянутым причинам. Если же речь идет о стилетах Latama, произведенных в 1950-х годах, то коллекционная цена некоторых образцов измеряется тысячами и даже десятками тысяч долларов. На фото ниже представлены клейма фирмы LATAMA образца 1950-х годов и современное клеймо - изображение кошки. Литера M вставленная в литеру Q означает Quality mark (знак качества).

old latama tang stamp new walt latama tang stamp cat

LATAMA означает Latin America Import Export Company (Латино-Американская импортно-экспортная компания), эта фирма была основана в послевоенные годы. Основателем LATAMA был Якоб (Джек) Полинковский (Yacob Jack Polincovsky), родившийся в России, в Одессе, примерно в 1888-1890 годах. Он, его жена и их трехлетний сын (Samuel Polincovsky, родившийся в 1926 г.) переехали в Италию в 1929 году. Поскольку в Одессе Яков работал в торговле одеждой, то в Милане он возобновил деятельность в сфере торговли шелком.

В 1938 г., когда нацистские расовые законы дошли до Италии, семья Полинковских переехала в США, в Нью-Йорк, где Джек Полинковский продолжил работу в сфере торговли одеждой. После окончания Второй Мировой Войны, Джек вернулся в Италию и продолжил экспорт шелка в Южную Америку. Эта деловая связь с южноамериканцами позволила ему назвать свою фирму The Latin America Import Export Companу или сокращенно LATAMA. Отсюда видно, что изначально фирма LATAMA к торговле ножами не имела никакого отношения.

Вхождение LATAMA в ножевой бизнес произошло по воле случая. Однажды Джек Полинковский отправился в Милан на аукцион шелка, но шелк был распродан и он остановил свое внимание на партии английских складных ножей, которые во время войны использовались в британских воздушно-десантных войсках. Он купил эти ножи и продал их в Венесуэле, где вел переговоры об одной из своих сделок о поставках шелка, эта продажа дала неплохую прибыль с оборота. Вскоре после подобного положительного опыта, ему стало известно о возрождавшейся ножевой индустрии в Маниаго и он отправился туда разузнать о возможностях индустриализации производства ножей. Эта сфера деятельности, как раз созрела для подобного предпринимателя, и у Джека не возникло особых проблем с основанием того, что впоследствии стало одним из самых грандиозных объединений производителей автоматических ножей. На фото ниже представлен один из тех самых английских "десантных" ножей с которых началась деятельность фирмы LATAMA в области экспорта ножевой продукции.

british paratrooper knife

На тот момент в Северной Италии были проблемы с качественной сталью, первые послевоенные ножи зачастую имели пружины из рельсовых деталей, а вкладки из латунных гильз. Полинковский решил эту проблему путем договоренности с австрийской фирмой Boehler, о поставках качественной стали в Маниаго. У его первого ножевого предприятия был контракт с предприятием Корикама (Coricama) на производство ножниц на их фабрике в Каслино (Caslino) и небольших складных ножей в Маниаго. После роста продаж ножей, он зачастую стал заключать договора напрямую с мастерами-изготовителями. Teja & Rosa Knifeworks в Маниаго производили небольшие перочинные ножи, в то время как, Романо Мацолли под маркой Due Cigni (два лебедя) производил стилеты с полой рукоятью и клинками из нержавейки. Как видно из этой деловой практики, собственных фабрик по производству ножей у фирмы LATAMA не было, фирма выступала заказчиком по отношению к итальянским мастерам-изготовителям и затем экспортировала ножи зарубеж.

Джек Полинковски был проницательным наблюдателем на рынке и сумел разглядеть то восхищение, которое вызывали автоматические кнопочные ножи у американских солдат и подростков. В Маниаго он нанял на должность супервайзера, мастера с золотыми руками Паскуале Патрицио (Patrizio Pasquale), и тот следуя принципам коттеджной индустрии, существующей в Маниаго и поныне, заключил договора с различными ножевых дел мастерами на производство ножей различных размеров и типов под маркой LATAMA. Джек так же назначил своим представителем в Maniago Абрахама Абрамовича (Abraham Abramovits), который играл ключевую роль в экспорте продукции из Маниаго. Джеку принадлежали торговые марки на клеймах на протяжении всего "золотого века" автоматических стилетов в Италии.

Teja & Rosa Knifeworks Jack & Sam Polincovsky Abram Abramovitz Patrizio Pasquale
Teja & Rosa Knifeworks - Maniago Italy 1950 г.
слева направо: Teja - мастер - изготовитель ножей, Rosa - мастер - изготовитель ножей, Sam Polk - сын основателя Latama, Jack Polincovsky основатель фирмы Latama, Abram Abramovitz - торговый представитель Latama, Patrizio Pasquale - мастер - изготовитель ножей

В 1949 году LATAMA обосновалась в Нью-Йорке и сын Джека, Sam Polincovsky, сокративший свою фамилию до Polk, в возрасте 23 лет стал работать исполнительным директором фирмы, на первых порах разъезжая в качестве простого торгового агента, наматывая мили со своей женой Клэр и распространяя свою продукцию. На Бродвее 1123 был небольшой выставочный зал. Офисы фирмы сначала были на Бродвее и в разных местах города, а потом в Mt. Vernon в Нью-Йорке. Сэм исколесил немало дорог, продавая свои ножи на пространстве от Нью-Йорка до среднего запада и даже в Калифорнии. Множество стилетов было продано в Нью-Йорке и Огайо, особенно в Кливленде и Акроне. На Джека так же работали отдельные торговые агенты за комиссионные и в конце концов образовалась сеть оптовых дистрибьютеров.

Представленные ниже образцы рекламных материалов, размещались в американских мужских журналах типа Outdoor Life, Field & Stream и периодических изданиях, посвященных военной тематике. Благодаря этой рекламе продано немало ножей. Далеко не все ножи были с черными рукоятками, хотя и имели в рекламе подобный собирательный образ под названием "Черная красота". После запрета были продажи подобных ножей с открыванием вручную, что разумеется вызывало разочарование покупателей. Клинков с клеймами Black Beauty сегодня известно совсем немного.

latama black beauty advertisement latama black beauty leaflet

Надо отметить, что автоматические стилеты составляли незначительную часть продукции LATAMA, которая помимо них, выпускала множество других режущих инструментов типа ножниц, перочинных ножиков и прочего. В 1950-м году фирма развернула широкий бизнес по продаже различных предметов, чем и объясняется, что ее логотип можно найти на самой различной продукции. Разнообразие товаров было столь велико, что в двух каталогах конца 1940-х годов автоматические ножи упомянуты в одном только на двух страницах, а в другом на трех. В одном из каталогов они дважды проходят в разделе новинки. В этих двух каталогах, год выпуска которых неизвестен, но определенно до 1950 года, упомянуты три типа автоматических стилетов с клеймом LATAMA: стилеты и пистолеты-ножи обозначены, как новинки, и туристический нож обозначен, как охотничий и рыболовный нож. Какое бы различие компания не пыталась провести между новинками и охотничьими и рыболовными ножами, совершенно ясно из количества доступных на сегодня ножей, что стилеты продавались в гораздо больших количествах. На сегодняшний день ножи-пистолеты и туристические ножи LATAMA исключительная редкость. Только у небольшого числа коллекционеров есть хотя бы один образец, и уж совсем немногие могут похвастать несколькими образцами.

Преуменьшение роли автоматических ножей могло быть ответом на тучи, которые собирались над ножевым бизнесом (имеется в виду запрет автоматических ножей в США в 1958 г.), или LATAMA просто хотела подчеркнуть, что она отдает предпочтение более модным товарам. Как бы то ни было, именно автоматические стилеты пользуются сегодня повышенным спросом. Позиция фирмы LATAMA, как импортера качественных автоматических стилетов, по крайней мере в США, фактически сделала имя фирмы иконой популярной культуры, такая репутация могла сложиться только волей обстоятельств и не может быть куплена за деньги или создана самыми искусными рекламщиками. Справедливый вопрос: что же именно сделало LATAMA доминирующей в области автоматических ножей, по крайней мере среди американских коллекционеров. На это есть три ответа, во-первых ножи LATAMA сделаны чуть лучше, чем большинство остальных выкидух 1950-х гг. Во-вторых, хотя LATAMA заявляет премиум класс, ее ножи производятся в достаточно больших количествах, и даже ограниченные партии товаров дают возможность многим коллекционерам приобрести один экземпляр. В-третьих, как и в случае с многими коллекционными вещами, существуют различные вариации ножей, как каталожных, так и тех, что не ожидались в производстве.

Стилеты LATAMA имеют, как правило, более толстые выталкивающие и запирающие пружины, что делает ножи более внушительными. Материал рукояти рог, выглядит более привлекательным, общее качество материалов выше и полировка клинка лучше. Но популярность ножей LATAMA объясняется больше магией имени фирмы, нежели качеством ее товаров. LATAMA так же производила немало экспериментов и улучшений в ножах, в короткий период "Золотых лет". Учитывая, что фирма производила автоматические стилеты в то время, в течении всего лишь 9 лет, количество вариаций и улучшений представляется весьма значительным. Хотя не представляется возможным датировать каждое изменение в конструкции, или определить начало и конец производства тех или иных моделей, нет никаких сомнений, что LATAMA была на переднем крае инновационных технологий и продуктов, некоторые из которых - результат плодовитого ума Сэма Полинковского.

Но до вклада Полинковского, фирмы уже установила некоторые стандарты в конструкции ножей подобного типа. Во-первых фирма извлекла пользу из плоских гард, непрактичных в производстве, но они смотрелись более внушительно и лучше качество, нежели штампованные из одной заготовки гарды, которые стали делать позже. Увеличению темпов производства и в наше время способствуют штампованные гарды и D-скобы. Хотя ничто из перечисленных преимуществ не принадлежит исключительно LATAMA (в коттеджной индустрии Маниаго никакое новшество ни остается принадлежать кому-то одному надолго), все же три новшества отличают именно фирму. Эти новшества - клинок Крис (Kris) и пистолет-нож. Пистолет нож, в котором при нажатии спускового крючка из ствола вылетает клинок, был скопирован по-крайней мере одним производителем, но сомнительно, что подобные ножи когда либо интересовали серьезных покупателей или бандитов. Другая история с клинком Крис. Довольно много производителей предлагают подобные клинки, называемые в рекламе Зиг-заг, кроме того подобный тип клинка известен в мире задолго до LATAMA, но LATAMA первая стала ставить подобные клинки на автоматические стилеты длиной 9, 11 и 13 дюймов, и на специальные прототипы. Среди других новаций LATAMA, можно отметить скользящий предохранитель, предотвращавший случайное открытие ножа. На фото ниже представлен один из ножей-пистолетов Latama

latama gun knife

Особое место в истории о LATAMA занимает наиболее ценный и искомый образец периода "Золотых лет", автоматический стилет с квадратной кнопкой. Как и в случае с большинством коллекционных вещей, нож с квадратной кнопкой был провальным образцом, однако произведенным в достаточных количествах, что бы дать коллекционерам слабую надежду приобрести хотя бы один образец. Несомненно нож приобрел налет загадочности и ценность, превышающую его собственную. Недавно были обнаружены патенты на квадратную кнопку и клинок Крис на выкидных ножах, подписанные не кем иным, как Паскуале Патрицио. Теперь мы знаем, что этот нож был изобретен в 1950 году, когда был издан патент. Патент был утвержден в 1952 году, хотя нож уже считался нежизнеспособной вариацией. В компании с патентом на квадратную кнопку шел патент на клинок Крис, номер патента 35958. Существовали различные размеры квадратных кнопок - для 16, 20, 23, 33 см ножей, и кнопка для каждого ножа соответствующего размера отличалась от своих собратьев. Все они были квадратными (но даже и тут с вариациями), и размещались в верхней части рукояти, ближе к клинку, в отличие от кнопок на обычных ножах picklock. Наверно самое удивительное в ножах с квадратными кнопками, это то, что у них клинок разблокируются при помощи поворотного больстера, это способ не был в ходу до 1960-х годов, хотя сама идея известна с начала 1950-х годов. На фото ниже представлен один из стилетов с квадратной кнопкой, выпущенных ограниченной серией в память о Sam (Polk) Polincovsky. Этот стилет дает представление, как выглядели подобные образцы в 1950-х годах.

latama square button Sam Polk commemorative

После запрета автоматических ножей в США в 1958 г., LATAMA прекратила импорт ножей в США, но продолжила изготовление мультитулов, наборов для заточки, ножниц и другой ножевой продукции. Отец Сэма умер в 1965 году, Патрицио Паскуале умер в 1976 г. Его сын работает архитектором в Маниаго. Абрахам Абрамовиц остаток своих дней прожил в Маниаго и умер в 1980 годах. Сэм Полк умер в 2010, до своей недавней кончины он импортировал изделия из серебра из Китая, которые продавал по всему миру под маркой Latama/Eleganza. Ему принадлежала торговая марка LATAMA в США и Италии. Со времен "Золотых лет" он владел рестораном в Теско, Мексика, где его жена Клэр основала лагерь отдыха для детей.

Можно сказать, что каждый поклонник итальянских автоматических стилетов обязан Сэму благодарностью. Чем бы ни стало имя LATAMA, оно навсегда останется стандартом и мерилом, с которым будут сравнивать все итальянские автоматические стилеты. Множество ножей этого типа охарактеризованы словами "Почти как LATAMA". На самом деле это большая похвала.

В настоящее время фирма LATAMA и Frank Beltrame создали совместное предприятие и производят стилеты “Walt Classic”.

 

Главная Классические стилеты Cтилеты swinguard Фото стилетов Контакты
Copyright © 2014 stiletto-italiano.com

Яндекс.Метрика