О качестве итальянских автоматических стилетов. Обзор недостатков с фото и видео.
Если коротко выразить суть всего обзора, то примерно от трети до половины, всех итальянских стилетов, по своему качеству, далеки от идеала. В этой статье попробуем разобраться в причинах и рассмотреть наиболее часто встречающиеся недостатки. Сначала насчет причин.
Многие коллекционеры и просто ножеманы не представляют, каким образом организовано производство автоматических стилетов в Италии. Дело в том, что в Италии есть так называемое "Cottedge industry" (коттеджное производство). Это означает, что комплектующие для итальянских стилетов, как то, клинки, больстеры, латунные вкладки, пружины и прочее производятся различными семейными подрядами. Затем эти детали могут поступить к тем же Фрэнку Белтраму или его братьям Ренцо или Армандо, или к Анжело Камполину, или к какому-нибудь еще, менее известному мастеру, и из них будут собираться ножи. Отсюда вывод: в отношении большинства итальянских стилетов, ни о какой индивидуальной подгонке деталей под конкретный нож речи не идет. Это же соображение является ответом на аргумент некоторых коллекционеров, что мол, у меня есть вещи ручной работы, и качеству этих вещей позавидует любое высокотехнологичное производство. При этом, забывают, что приводят в пример эксклюзивную вещь, которая существует в единственном экземпляре или максимум выпущена небольшой партией. Итальянские же автоматические стилеты - это кустарное производство, поставленное на поток, и продукция этого производства в большинстве своем, рассчитана на среднее качество по средней цене.
Разумеется, выше сказанное не означает, что не существует итальянских стилетов, сделанных "от и до" конкретным мастером. Но, во-первых, сходу отличить такой нож от "обычного" автоматического стилета, практически не возможно, поскольку конструкции стилетов одинаковые и материалы из которых они сделаны не уникальны. Во-вторых, если такой нож действительно, что называется, "вылизан" мастером и являет собой идеальный эксклюзивный образец, а не продукт "поточного производства", то, и стоить такой экзмепляр будет никак не 100 - 200 долларов, а гораздо больше. Зачастую два одинаковых ножа, один с клеймом мастера, а другой без оного, могут существенно различаться в цене, хотя, по сути, являются абсолютными аналогами.
Кстати, о клеймах на итальянских автоматических стилетах. То, что на клинке стоит клеймо, к примеру, FRANK B ITALY, вовсе не означает, что нож целиком сделан в мастерской Frank Beltrame, вспоминаем про "коттеджное производство", и понимаем, что, только сборка ножа могла быть сделана Белтрамом или его помощниками, а комплектующие для ножа - продукт стороннего производства. Справедливо и обратное: если на ноже стоит всего лишь клеймо MADE IN ITALY или STILETTO ITALY, или даже просто INOX, то вполне может оказаться, что это нож того же Френка Белтрама или его братьев, просто на момент сборки ножа, у них под рукой оказалась партия клинков, именно с подобными клеймами.
Отдельной строкой надо сказать про итальянские автоматические стилеты, купленные из США. Дело в том, что согласно закону США от 1958 г., который называется Switchblade Knife Act of 1958. В США запрещен импорт автоматических ножей, с отдельными оговорками, которые "простых смертных" не касаются. Подробнее о запрете и нюансах здесь. Каким же образом американские продавцы выходят из положения? Они заказывают у итальянцев клинки и собранные рукояти раздельно, а затем, уже сами собирают в США клинок и рукоять воедино. Как это не противоречит федеральному закону США? Так, что в каждом штате США есть еще и свое собственное законодательство. Таблица легальности автоматических ножей в разных штатах США здесь. Так, что, покупая автоматический итальянский стилет из США, надо учитывать, что он окончательно собран не итальянцами, хотя, большой роли, это и не играет. Может быть так, что американский мастер более тщательно поставит клинок на рукоять, без люфтов, а итальянец может "схалтурить". Это лотерея, как повезет.
Теперь поговорим о недостатках, которые встречаются на итальянских автоматических стилетах. Вообще, эти недостатки разобраны в видео, которое есть на этой странице, поэтому, напишем подробно, только о тех, которые требуют дополнительных фото хорошего качества или которые на видео не столь очевидны.
Самое первое, что приходит на ум, это люфт клинка, как правило, поперечный. Как видно на многочисленных картинках, фото и видео, клинки на автоматических стилетах держатся не на винтах, а на заклепанных штифтах (хотя в США некоторые и приспособились клинки ставить на осевые винты). Клинок на заклепанном штифте на итальянских автоматических стилетах (да и сам нож на заклепках, как правило, латунных) - это классика жанра. Но здесь есть одна проблема: заклепать осевой штифт, на котором, сидит клинок, можно ведь по разному. Сильно заклепаешь - клинок с трудом будет выталкиваться пружиной из рукояти, может быть так называемый "недоход клинка" (см. видео выше), слабо заклепаешь - клинок будет болтаться, у него будет люфт. Этим и объясняется, что люфты разной "степени тяжести" на итальянских автоматических стилетах - вполне обычное дело.
Затем стоить упомянуть об остроте клинка. Это действительно важно, ведь основное назначение стилета - колющий удар. Тем более, вызывает недоумение, когда на итальянских автоматических стилетах встречаются туповатые клинки. Сравним, для примера, кончик клинка на всем известном Ti-Lite 6" и 11-дюймовом стилете из одной партии от Armando Beltrame.
Бывает еще так, что клинок находится не на одной прямой линии с рукоятью. То есть, относительно рукояти, клинок смотрит чуть вправо или влево. Подобное встречалось на ножах от Frank Beltrame. Как это выглядит, иллюстрирует фото ниже.
Из более редких недостатков, это следы обработки металла на пружинах стилетов. См. фото ниже.
Кроме того, сама пружина может быть не вровень с рукоятью. Или же быть слишком тонкой, рядом с запирающей пластиной, тогда будут видны щели. См. фото ниже.
При всем этом, на клинке может стоять литера M, вставленная, в литеру Q, что означает Quality mark (знак качества). Что разумеется, на ноже с выше перечисленными недостатками, выглядит почти насмешкой. Это редкий, по своей исключительности, случай имел место в партии ножей от Armando Beltrame.
Бывает, хотя и редко, кончик клинка не полностью убирается в рукоять в сложенном состоянии. Как это выглядит, видно ниже, на фото стилета от Анжело Камполина.
Мимоходом, стоит упомянуть о возможных царапинах на больстерах или пружинах, а так же, возможных сколах на накладках на рукоять, хотя, это скорее уже вопросы не к производителю, а к издержкам хранения, упаковки и транспортировки.
В заключение, надо сказать, что, как правило, отдельно взятый итальянский автоматический стилет, обладает не всеми вышеперечисленными недостатками, а одним или двумя из них, бывает, что и вовсе без изъянов. Тем не менее, каждый, кто хочет себе в коллекцию итальянский автоматический стилет, должен понимать, что это не продукция высокотехнологичного ножевого производства и не эксклюзивные образцы, существующие в количестве, которое, по пальцам можно пересчитать. И ценность данного вида ножей заключается несколько в ином. нежели идеальное качество сборки и материалов.